s-mind.ru О невероятных возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта
  • Odnoklassniki
  • vk

Как улучшить память? Одна теория памяти

Дата: 16 Октябрь 2012Рубрика: Тренировка памятиКомментарии: 17 комментариев

kak-uluchshit-pamyat-teoriya-pamyatiДоброго времени суток, уважаемый читатель s-mind.ru! В своих статьях я уже не раз писал о памяти. О её устройстве, о видах памяти и о некоторых приемах её улучшения. В этой статье я расскажу о долговременной памяти и об очевидном способе её улучшения. Очевидность этого способа можно понять, прочитав статью от начала до конца, так что не рекомендую  «скакать» по абзацам, и прочесть статью последовательно.

Молекулярная теория памяти

В девятисотых годах н.э. психологи, занимающиеся исследованиями памяти, пришли к выводу, что формирование памяти  – это физиологический процесс, имеющий молекулярно-клеточный характер (раньше они думали, что память - это св-во души 🙂 ). К таким выводам их привел факт наличия долгосрочной памяти. И ведь на самом деле… Мы можем хранить воспоминания десятилетиями. Мы помним, какими мы были в детстве, помним события тех лет и людей, в них участвовавших.

Как все происходит…

В 1900 году два немецких психолога разработали теорию формирования долгосрочной памяти. Условно все происходит следующим образом: информация через сенсорный аппарат попадает в структуру, называемую гипокампом. Там информация хранится непродолжительное время за счет циркуляции информации по замкнутым нейронным цепям гипокампа (кратковременная память). Далее, если информация сочтена значимой, наступает фаза «консолидации» (переход из краткосрочной в долгосрочную память). Схематично процесс описывается  так: Лабильная фаза (фаза краткосрочной памяти) – фаза консолидации (фаза перехода) – стабильная фаза (фаза сохранения информации молекулами) т.е. долгосрочная память.

Далее, в пятидесятых годах, шведский биолог Хоггард Хидан предположил, что долгосрочное хранение информации  как-то связано с работой генного аппарата, т.к. длительное хранение информации могут обеспечить только сложные белковые молекулы. На этом молекулярная теория памяти «встала колом». Видимо, появились дела поважнее 🙂

В 1986 году русский нейрофизиолог К. Анохин в составе научной группы российских же ученых предположил, что… Возможно ГЕН, участвующий в развитии нервной системы в эмбриональный период (период формирования ЦНС), также продолжает участвовать при развитии мозга взрослых особей в моменты приобретения и сохранения нового опыта (памяти). Ну, предположения предположениями, а подтверждать их как-то надо. Ученые улыбаются, мыши крестятся...

Опыты над мышами…

Для того, чтобы подтвердить теорию, мышь нужно обучить, т. е. сформировать у неё новый опыт. И в этом фантазии ученых нет предела (в формировании нового опыта, конечно же 🙂 ).

Для формирования нового опыта необходимо: мышь (желательно белая) - 1 шт. Клетка с полочкой, подсоединенная к электричеству - 1 шт. Лампочка электрическая или звонок – 1 шт. Ученый - шт.  3-4 для компании, чтобы веселее было.

Перед началом формирования опыта у мыши замеряется уровень искомого гена в мозге. После  этого мышь помещается в клетку. Далее необходимо подать сигнал (звуковой или световой) для формирования условного рефлекса и поджаривать мышь на слабом электрическом токе, пока до неё не дойдет запрыгнуть на полку. Ох и шутники эти ученые! 🙂 Далее у мыши замерялся уровень искомого гена и БИНГО! Буквально в течении нескольких минут в мозгу мыши экспрессировалось огромное количество того самого гена.

После того, как новый "жизненный" 🙂  опыт был сформирован, веселье не прекратилось… Эта процедура повторялась несколько раз до тех пор, пока мышь окончательно и полностью не обучилась. После этого еще раз замерялось количества гена, и оказалось, что его уровень упал до первоначального. Вывод таков - экспрессия (выделение) гена, участвующего в развитии мозга и формирования памяти, происходит только при наличии субъективной новизны. В отсутствии новизны – ген молчит.

Далее требовалось доказать, что ученые не ошиблись :), и что именно этот ген участвует в консолидации (переходе из кратковременной в долговременную) память. Делалось это при помощи олигонуклеотидов.

Олигонуклеотид – это специально синтезированные кусочки ДНК, которые комплиментарны (подходят) к РНК «нашего гена» и разрушают его, не давая гену сформироваться. Этот олигонуклеотид вводился в мозг не обученной мыши, после чего происходила процедура формирования опыта. Выяснилось, что мышь отлично обучалась, но по прошествии тридцати минут забывала все напрочь и продолжала жариться на электричестве. Т.е. при блокировании образования нашего гена, долговременная память не формировалась. Таким образом, причастность гена была доказана.

В целом, любое активное вмешательство в фазу консолидации нарушает формирование долгосрочной памяти. Например: предъявление человеку какой-либо задачи на запоминание и тут же предъявление другой нарушает запоминание первой. Это явление ученые назвали «Ретроактивной интерференцией». Но если предъявление второй задачи отодвинуть на 20-30 минут, то фаза консолидации проходит нормально, и человек запоминает обе задачи. И для нас это имеет огромное практическое значение.

Небольшие разряды электрического тока сразу после запоминания также нарушают формирование памяти. А уж большие и подавно! Я вот вообще не помню, как раскручивал вентилятор перед тем, как меня «шибануло» током 🙂

Как улучшить память?

Первое и самое важное – это как можно чаще обогащать себя новым опытом, приводящим к формированию памяти. Всегда занимайтесь чем-то новым. Новые ощущения, новые задачи, новые знакомства, места и ситуации. Разнообразьте свою повседневную жизнь. Это обеспечит вам постоянный высокий уровень «нашего гена» в мозге. Эта статья была о памяти, но этот ген запускает сотни других сложных химических реакций в мозге, которые ведут к его развитию, росту и формированию нейронных связей. Новизна – это основа основ в развитии вашего мозга.

Второе – при изучении какого либо материала не пытайтесь «проглотить» его целиком. Изучайте материал небольшими частями с перерывами в 15-20 минут. Это не нарушит фазы консолидации и позволит памяти сформироваться.

Третье – не вводите себе в мозг олигонуклеотиды и другие химические вещества со странными, неизвестными названиями. 🙂

Четвертое – не суйте заколки в розетки 🙂

Пятое – Ну про это уже, по-моему, и говорить не стоит… Нормальное функционирование мозга обеспечивается нормальным его тонусом и химическим составом, а это, в свою очередь, обеспечивается нормальным сном (7-8 часов) и нормальным питанием, а также отсутствием посторонних химических соединений. По-этому не пейте пива, не курите сигарет… вообще ничего такого не пейте и не курите, и будет вам счастье 🙂

P.S. Извиняюсь за обилие терминов. Ну никак по-другому 🙁

Дочитав эту статью до конца, вы приобрели новый опыт и знания. Ваш мозг вырос, стал лучше и уже не станет прежним. С чем вас и поздравляю! 🙂

С уважением, автор.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 9.0/10 (1 vote cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)
Как улучшить память? Одна теория памяти, 9.0 out of 10 based on 1 rating

Поделиться в соц. сетях

0

 

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

К записи "Как улучшить память? Одна теория памяти" 17 комментариев

  1. Денис:

    Очень интересная статья! Превосходный сайт! Успехов!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  2. Римма:

    Здорово, но как же без пивасика. организм привык.Не хотелось бы обижать свой организм, по другому нельзя. Спасибо, заходите в гости.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Ну вот как-то без пивасика лучше получается… Я вот вообще не употребляю алкоголь. Организм привык и теперь его не хочется обижать.

      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  3. Юрий:

    Полезная методика по улучшению памяти, нужно поставить в закладки, а то в последнее время начинаю все чаще забывать!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  4. Татьяна:

    спасибо за рекомендации, это правда, учить язык(я учу китайский) легче когда каждый день хотя бы от 15 мин. до 1 часа, намного полезней, чем когда в день по 3-4 часа, но всего 2 раза в неделю

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Да учить языки вообще крайне полезно! Вам +10. Надо про языки тоже написать…

      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  5. Любовь:

    Интересная теория. Надо попробовать улучшить сою память. Спасибо за полезную статью.

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  6. Милена:

    Терминами просто засыпали, но все равно интересно было узнать о своей голове что-то новенькое ))

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Сори вэри мэни. Издержки производства. Ничего не поделать 🙂

      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  7. Elena:

    Вы правы, Дмитрий! Свою память, как и другие части тела, нужно постоянно тренировать. Потому, что, то, что не работает — приходит в негодность. Согласна с Вами, что ее надо лелеять и холить, т.е. не «кормить» ее чем придется и не «совать заколки в розетки»

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  8. Вера Тюкаева:

    Где-то читала, что вместе с пивом организм выбрасывает в унитаз и клетки мозга. А без них какая память?

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
    • Помимо погибших нейронов, только представьте, на сколько изменяется химия мозга! Конечно ни о какой памяти не может идти и речи. Но вот только памятью дело не заканчивается…

      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      VN:F [1.9.22_1171]
      Rating: 0 (from 0 votes)
  9. Natabul:

    Четвертый пункт очень понравился. 🙂 Самый важный! :)))

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  10. Сергей:

    Много нужного и интересного! Спасибо за статью!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  11. Татьяна:

    Спасибо за статью, очень полезная. Успеха вам и вдохновения!

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)
  12. Psybalance:

    Теперь новый рецепт — с цыплятами by Анохин

    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    VA:F [1.9.22_1171]
    Rating: 0 (from 0 votes)

Оставить свой комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рубрики
Получайте статьи на почту

Введите ваш email:

Наверх

Есть вопросы? Напишите сейчас!

Открыть контактную форму
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека