s-mind.ru О невероятных возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта
  • Odnoklassniki
  • vk
  • facebook
  • twitter

Истоки теории многообразия видов интеллекта

Дата: 21 Март 2015Рубрика: ИнтеллектКомментарии: Нет комментариев

Истоки теории многообразия видов интеллектаБлог s-mind.ru регулярно взывает к вашему интеллекту. В статье "Что такое интеллект и что такое IQ?" я уже знакомил вас с тем, что именно он собой представляет, и его основных видах. Сейчас же расскажу о том, каковы истоки теории многообразия видов интеллекта, как эта интересная теория появилась и кем развивалась.

В начале ХХ ст. психологами было установлено, что люди имеют разные способности. Учитывая данный факт, была разработана система, позволяющая ранжировать людей по их способностям.

Оценка интеллекта Бине

В 1904 году Альфред Бине с группой коллег в ответ на запрос Министерства науки Франции разработал критерии определения учеников начальных школ, которые находились в группе «риска», с целью предоставления им квалифицированной помощи. Результатом их усилий стали первые тесты на определение интеллекта взрослых и детей. Позднее он определил возрастные нормы градации, относительно которых составлялись тесты. Например, вопрос, на который могли ответить большинство детей шести лет и не могли ответить дети пяти лет, по его мнению, было мерой средних умственных способностей шестилеток. Именно тесты сделали возможным измерение «интеллекта» одного или другого человека, проверку выполнения им специально подобранных разнородных заданий.

Вначале тесты такого рода использовались в первых классах начальных школ Парижа, для учеников, которые состояли в группе «риска». Позднее тесты на определение интеллекта стали нормой и в школах Калифорнии, где учились дети семей среднего класса, там они и нашли широкое применение. В 1920 – 1930-х годах тесты на определение интеллекта и их продукт, тест на определение коэффициента интеллекта (IQ) стали интегральной частью американской системы обучения.

Определив вопросы, на которые ребенок, имеющий средний показатель коэффициента интеллекта (IQ) в данном возрасте мог ответить, Бине смог отобрать детей, которые выполняли задание ниже среднего уровня, и которые – выше среднего. Интеллект операционально определялся как частное, где набор вопросов, на которые человек определенного возраста мог ответить во время «объективного» теста,  делился на среднее значение правильных ответов, полученных у человека такого же возраста.

Оригинальный тест Бине был модифицирован учеными Стенфордского университета Калифорнии, так тест, которым мы пользуемся сегодня, стал называться тестом Стенфорд – Бине. Результаты теста позволяют составить шкалу интеллекта для детей и обучать, учитывая их способности; детей, имеющих высокий показатель коэффициента интеллекта, готовить к поступлению в престижные ВУЗы и к соответствующей деятельности, а детей с низкой степенью интеллекта - к деятельности, которая не требует высокого уровня квалификации.

Многочисленные учебные заведения, особенно школы и военные училища, стали широко использовать IQ с целью размещения трудовых ресурсов. К сожалению, возможности многих умных детей были ограничены внедрением тестов на определение интеллекта, что в последующем отразилось на их социальном статусе, возможности получить образование, выборе жизненного пути.

◊ Еще читайте:  Используем 10-15% мозга? Куда делось остальное?!

Определение Пиаже

Швейцарский ученый Жан Пиаже определил интеллект как способность к мышлению, которая помогает человеку решать проблемы, а также в адаптации к окружающей среде. Однако это определение не охватывает многих особенностей и качеств, свойственных интеллекту.

Теория многообразия проявлений интеллекта Гарднера

Почти через 80 лет после появления первых тестов на определение интеллекта Говард Гарднер, психолог Гарвардского университета, поставил под сомнение такую концепцию интеллекта. Опираясь на то, что интеллект был определен очень узко, он выдвинул гипотезу в своей книге «Структура мышления» о существовании не менее семи основных видов интеллекта. Позднее эта гипотеза была развита и превратилась в теорию многообразия проявлений интеллекта. Преодолевая границы результатов теста на интеллект, Гарднер своей теорией стремился расширить диапазон человеческого интеллектуального потенциала.

Гарднер действительно поставил под сомнение валидность определения интеллекта человека методом, который извлекал его из природних условий обучения и предлагал задания, которые он никогда до сих пор не выполнял и вряд ли будет выполнять в дальнейшем. Взамен психолог высказывает мнение о том, что интеллект в большей степени связан со способностями человека решать проблемы, моделировать действия и поступки в контексте жизни в окружающей среде.

Согласно Гарднеру, подход Бине к определению интеллекта с акцентом на врожденные способности и унитарный ментальный процесс, известный как общие умственные способности, имеет существенные недостатки. Гарднер доказал ограниченность подхода Бине, опираясь на такие основные изобретения, как, скажем, исследование работы мозга, изучение развития детей-вундеркиндов и т.д. Как утверждает Бине, человека всю его жизнь сопровождает унитарная сила интеллекта. Если это так, возражает Гарднер, тогда повреждения одной части мозга может распространяться на весь интеллект.

Современные исследования в области работы мозга, однако, отвергают это предположение Бине. Опираясь на данные об исследованиях локализации функций мозга, Гарднер приводит пример о том, что повреждения участка Брокка, расположенного во фронтальных лобных долях, вызывет афазию, один из видов речевых расстройств, но не влияет на математические и музыкальные способности. Например, художник Даниэль Вердж вследствие инсульта потерял способность общаться с помощью языка, но не утратил умения рисовать. Подобные примеры указывают на то, что интеллект следует рассматривать как общую умственную способность.

Исследования детей-вундеркиндов и индивидуумов с ментальными отклонениями дали Гарднеру дополнительный материал в подтверждение свого взгляда на интеллектуальные данные, который отличался от традиционного. Как утверждает Гарднер, вундеркинд – это ребенок, который проходит один или более этапов умственного развития очень быстро, что отличает его качественно от других.На основании исторических и современных примеров Гарднер доказал, что традиционный взгляд на интеллект не адекватный, и это является основанием для формирования его собственной теории многообразия интеллекта. Он констатирует существование семи относительно автономных интеллектуальных способностей человека, которые называет «интеллектами», утверждая, что они являются относительно независимыми один от другого, проявляясь и объединяясь разными путями.

Многообразие проявлений интеллекта – это психологическая теория о работе мозга. Это критика понятия о том, что человек наделен лишь одним интеллектом, с которым он рождается, который нельзя изменить. Эта теория основывается на данных научных исследований в разных науках – от психологи до антропологии и биологии.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

0

 

Навигация

Оставить свой комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рубрики
Свежие комментарии
Получайте статьи на почту

Введите ваш email:

Наверх

Есть вопросы? Напишите сейчас!

Открыть контактную форму
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека