s-mind.ru О невероятных возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта
  • Odnoklassniki
  • vk

Эффект Зейгарник и запоминание

Дата: 6 Март 2014Рубрика: Запоминание текста, ПамятьКомментарии: Нет комментариев

Эффект Зейгарник - психологическийРад приветствовать вас на сайте s-mind.ru! Эффект Зейгарник – психологический, принцип которого в том, что прерванное и незаконченное действие вызывает в человеке чувство незавершенности и внутренней напряженности. Это заставляет мысленно возвращаться к оставленным без решения задачам до тех пор, пока они не решатся. Проще говоря, человек гораздо лучше запоминает то, что не закончил, чем то, что сделал. Когда-то начатое, но прерванное действие может долгое время довлеть над человеком, даже в тех случаях, когда это дело уже считается формально забытым. Это влияет на его психологическое состояние, а следовательно, на поведение. Люди подсознательно стремятся к завершению начатого.

История термина

В 20-х годах прошлого столетия, будучи студенткой Берлинского университета и ученицей прославленного психолога Курта Левина, Блюма Вульфовна Зейгарник – наша соотечественница, открыла этот эффект, в честь чего его и назвали ее именем.

Надо сказать, что это открытие она сделала не без помощи своего учителя, который увлекался изучением личности и мотивационного аспекта психологии людей, а главное, всегда поддерживал новые научные идеи своих учеников.

Как-то, собрав всю группу студентов для научных обсуждений в неформальной обстановке в одном из берлинских кафе, Курт Левин заметил, что официант, обслуживающий их, не записывает огромный заказ, как обычно, а просто запоминает.

Тогда ему стало интересно, как долго молодой человек может помнить заказы. При разговоре с официантом выяснилось, что он с легкостью вспоминал заказы, которые он еще не выполнил. Заказанные блюда клиентов, которых он обслужил, молодой человек вспоминал с трудом.

Зейгарник, находившаяся среди студентов, высказала свое мнение о том, что, возможно, люди просто легче запоминают незаконченные дела, ввиду их значимости, но быстрее забывают законченные, воспринимая их как бесполезные. Нет необходимости помнить оплаченный и выполненный заказ, ведь клиенты, которые еще ждут, важнее.

Этот случай и послужил ее дальнейшим исследованиям.

Эксперименты  Блюмы Зейгарник с запоминанием

Суть экспериментов заключалась в следующем. Выбранные испытуемые решали различные задания под присмотром психолога. Зейгарник время от времени специально прерывала работу над очередным заданием, причем тестируемый не знал, что это делается намеренно. К прерванным заданиям уже не возвращались. А количество завершенных  во всех случаях было равно количеству прерванных.

Через некоторое время испытуемого невзначай просили вспомнить все предложенные задачи. Здесь и выяснилось, что независимо от пола, возраста, образования люди в 2 раза лучше запоминали именно незавершенные. Причем более амбициозные люди совсем не помнили решенных заданий. Интересен также тот факт, что те из них, прерванные в середине или практически завершенные, вспоминались быстрей, чем приостановленные вначале.

В связи с этим поделюсь собственным опытом. Много лет назад довелось смотреть в кинотеатре весьма посредственный индийский фильм - лишь бы скоротать время до поезда. Сеанс затянулся, а поезд не стал бы ждать, поэтому ушел недосмотрев "шедевр". И помню в общих чертах до сих пор! А многие другие, даже просмотренные до конца с удовольствием, выветрились из памяти...

Так что смело берите этот опыт и в целом эффект Загарник на вооружение!

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/10 (0 votes cast)
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0 (from 0 votes)

Поделиться в соц. сетях

0

 

Навигация

Следующая статья:

Оставить свой комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Рубрики
Получайте статьи на почту

Введите ваш email:

Наверх

Есть вопросы? Напишите сейчас!

Открыть контактную форму
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека