Дисграфия и дислексия у ребенка: причины и корректировка
Приветствую, читатель s-mind.ru! На заре многолетнего школьного марафона у некоторых детей возникают затруднения в освоении чтения и письма. Частенько родители и учителя объясняют их недостаточным упорством или нежеланием учиться. Такое вполне возможно. Однако эти затруднения могут быть также вызваны дисграфией и дислексией.
Дисграфия – это нарушения письма, дислексия – нарушения чтения.
Причины нарушений навыков чтения и письма
Дисграфия и дислексия не являются проявлениями умственной отсталости. Они объясняются нейробиологическими причинами: отдельные участки головного мозга малыша менее активны, чем должно быть.
Как показала практика, мальчики страдают дислексией чаще, чем девочки. А вот причиной дисграфии может быть использование двух языков в семье. Наибольший риск возникновения нарушений - у детей, имеющих речевые проблемы или нечеткую артикуляцию. Также причиной подобных нарушений может быть и наследственность.
Признаки дисграфии и дислексии
Дети-«дислексики» пропускают звуки и слоги при чтении, искажают слова. Скорость чтения у них низкая. При дисграфии возникают трудности при письме. У детишек бывает много грубых ошибок, встречаются пропуски знаков препинания, заглавных букв. Почерк у таких учеников корявый, плохо читаемый.
Что должно насторожить родителей, если ребенок плохо успевает в школе? Прежде всего, надо обратить внимание на повторяющиеся ошибки. Типично для дисграфии и дислексии смешивание парных гласных и согласных, пропуск букв и слогов, нарушение произношения, застревание, т.е. повтор предыдущей буквы, опережение, слитное написание предлогов и т.д.
Если такие ошибки редки, то вряд ли проблемы с обучением проистекают из названными нарушений. Также не связаны с ними ошибки, возникающие из-за незнания правил грамматики.
Как корректируются дисграфия и дислексия
Лечения в привычном понимании для дисграфии и дислексии нет. Но они поддаются корректировке при должном терпении. Необходимо тренировать буквенное зрение и речевой слух.
Лучший вариант – совместная работа логопеда и родителей. Для тренировок можно использовать различные игры на развитие речи, наглядный материал. Не надо заставлять ребенка писать длинные диктанты и читать большие тексты. Лучше, если он сделает небольшой объем работы, но не устанет и допуститт меньше ошибок.
Не надо заставлять ребенка читать быстро. Это негативно повлияет на качество чтения и на самооценку маленького ученика. Главное – благоприятная атмосфера, позволяющая создать ситуацию успеха.
Если не уделять внимание коррекции дисграфии и дислексии, то в более старшем возрасте у ребенка могут проявиться нарушение координации, дезориентация в пространстве, сложности в восприятии информации.
А все это, в конечном счете, может помешать дальнейшей успешной учебе и даже формированию последующих профессиональных навыков. Поэтому родителям таких деток нужно очень внимательно наблюдать за их успехами, чтобы в случае выявления нарушений обучения у малыша не пропустить и не запустить ситуацию, успеть взять ее под свой контроль.
Навигация
Предыдущая статья: ← Мозг видит с опозданием
Следующая статья: Правда и мифы о левой руке →